Английский поэт XVII века Джордж Герберт оставил после себя прекрасные и мудрые слова: «Наилучшая месть, – писал он, – это хорошо прожитая жизнь» («Living well is the best revenge»). Смысл этой строчки уходит значительно глубже, чем представляется на первый взгляд. Здесь дан рецепт оптимальной реакции на любое зло и осуждение, на всякую критику и неприязнь, причем независимо от того, движет ли человеком желание отомстить за них или нет. В абсолютном большинстве случаев нам не следует расходовать энергию на отрицательные цели – на конфликты с недоброжелателями, на споры, объяснения и оправдания. Её необходимо беречь для собственной жизни, тех ценностей и проектов, в которые мы верим и вкладываем себя. Не ввязываясь в эти сражения, мы вернее всего одерживаем победу над теми, кто хочет нас в них втянуть, и способствуем как своему личному благу, так и общественному. У этого есть четыре фундаментальные причины.
1. И для строгих научных исследований, и для повседневной жизни критерием истины является практика. Как следствие, если мы желаем убедить кого бы то ни было, именно действенность защищаемых нами идей и образа жизни будет иметь самую неоспоримую доказательную силу. Для обоснования ценности некоего выбора и мировоззрения нам нужно не принести им словесную победу, а воплотить на деле. Точно так же математическая модель или физическая теория могут обладать внутренней непротиворечивостью и красотой, но пока они не выдержали столкновение с действительностью, не прошли экспериментальную проверку, это просто набор любопытных умственных построений. В точных науках очень легко создаются безукоризненные концепции, опровергнуть которые внутри их собственных систем координат невозможно. Единственным их изъяном является то, что точек соприкосновения с реальным опытом они практически не имеют.
Мы способны соткать самые прочные и прекрасные сети из идей и понятий, но важно в конечном счёте лишь одно: удастся ли в них поймать то, что эти слова обещают. Чтобы выяснить это, чтобы получить ответ о ценности нашего пути и дать его другим, нужно проверить на практике, куда он ведёт. Плоды этой работы будут красноречивее одних только доводов.
2. Нам ничего не удастся добиться, если мы станем постоянно тратить силы на перемену чужого отношения и мнения, вместо того чтобы строить свою жизнь. Крайне глупо ввязываться в каждый подвернувшийся бой – это лишь затягивает в водоворот злой болтовни или впутывает в более серьёзные неприятности. В Англии с конца XVI в. имела хождение замечательная поговорка на этот счёт. Достоевский приводит её в своём «Дневнике писателя» (называя «турецкой»), но наиболее известная формулировка принадлежит Уинстону Черчиллю. Он говорил: «Ты никогда не пройдёшь свой путь до конца, если будешь останавливаться, чтобы бросить камень в каждую тявкающую собаку».
Агрессивные инстинкты внутри нас слепы и дремучи, и при звуках лая они периодически толкают нас на активную реакцию, когда следует просто пройти мимо и забыть. Это не значит, что стоит принципиально избегать конфронтации или отказываться отвечать на возражения и обиды. Необходимо, однако, благоразумно выбирать свои битвы, определять ситуации, когда участие в конфликтах действительно имеет практический смысл и энергетически оправданно. В противном случае большая часть времени и сил утечёт в пустоту без какой-либо пользы.
3. Создайте блестящее произведение, сформулируйте гениальную идею и будьте уверены, что непременно найдутся люди, которые пригвоздят ваше детище к позорному столбу. Изреките самый низкопробный вздор, и при некотором везении у него отыщутся ревностные почитатели. У благочестивейшего из мужей появятся те, кто его осудят и возненавидят, а кровожадное чудовище вознесут на пьедестал и окрестят спасителем. Действие или бездействие, мягкость или твёрдость, поворот направо или налево – любой выбор непременно навлечёт на себя чьё-то неодобрение. Некоторые свойства объекта слишком зависят от уникального ракурса, с которого он воспринимается конкретным индивидом. Даже если бы божество спустилось с небес и сотворило чудо, превосходящее все людские ожидания, нашлось бы предостаточно способов усмотреть в нём уродство.
С крошечным числом подобных недоброжелателей можно прийти к взаимопониманию и консенсусу по итогам разумного диалога. С другими это возможно после длительных усилий. Сознание же большинства представляет собой мрачное королевство кривых зеркал: как только по воле рока чья-то личность, труды и поступки попадают туда, они приобретают свойственную ему болезненную кривизну. Выправить её извне путём слов и убеждений не удастся, поскольку причины их враждебности к нам глубоко иррациональны и вторичны; они не имеют к нам непосредственного отношения. Агрессия по большей части является проекцией – это просто выплескивание скопившегося внутри яда и желчи на случайно подвернувшийся объект. Чтобы преодолеть её, нужно не переубедить и поменять точку зрения, а исцелить омрачённую психику.
К сожалению, задача врачевателя душ титанически сложна сама по себе и приближается к невыполнимости в случае яростного сопротивления пациента. В попытках помочь он видит новую атаку на себя и отвечает на неё очередными злобными залпами. Если бы мы по каким-то причинам хотели потратить своё время на благородное дело медицины, лучше всего это было бы сделать, не убеждая и доказывая, а показывая. Проживая хорошую жизнь, скорее утверждая себя, нежели отрицая других, реализуя собственные ценности и мировоззрение, меняя мир к лучшему, мы надёжнее всего преодолеваем чужое сопротивление. Но и в этом случае всегда будет достаточно тех, кто станет недовольно хмурить брови или скалить зубы с обочин. Мудрость состоит в том, чтобы избегать сражений, лишённых перспектив, и научиться проходить мимо.
4. Совет Джорджа Герберта окажется наилучшим решением и тогда, когда нами движет не стремление к собственному благу, а желание наказать и задеть. Простое нанесение ответной обиды повредит другому человеку, но вдобавок к этому ожесточит его, озлобит и ещё более уверит в правоте. Причин для враждебности станет ещё больше, она получит подкрепление и дополнительное оправдание. Тёмный огонёк внутри разгорится, и хотя его пламя обжигает самого ненавистника, оно приносит ему и извращенное наслаждение.
Уязвить по-настоящему способны только личный триумф в сочетании с игнорированием, с безразличием. Это есть зримое доказательство превосходства, причем не являющееся предметом всего лишь мнения, ибо оно не распространяется путём слов, а выставлено на свободный обзор. Ему трудно не поверить именно потому, что попыток кого-то переубедить не предпринимается. Мерное движение вперёд и пренебрежение остервенелым лаем, доносящимся из-за заборов и из переулков, заставляют недоброжелателей чувствовать свою незаметность, несерьёзность, слабость и постепенно поселяют в них тревожное ощущение допущенной ошибки. Такая гамма эмоций мучит сильнее всего и вместе с тем имеет хорошие шансы открыть им глаза, чтобы унять пустое плескание яда внутри.
Занимаясь обороной и расходуя силы на отрицание, когда в том нет реальной нужды, мы упускаем возможность использовать эту энергию для более достойных задач и, сверх того, переживаем постоянный стресс конфронтации. Напротив, устройство собственной жизни и её творческое расширение вовне направляют усилия индивида на совершенствование, а не на отрицание, разрушение или защиту, всегда играющие служебные роли. Утверждение себя доказывает лучше отрицания другого, оно также сильнее ранит. В работе по самореализации заинтересованы мы сами, в её плодах заинтересован весь окружающий мир и даже сами недруги, хотя они это редко понимают. Именно потому она является оптимальной реакцией на злобу, хамство и тот вид критики, которая есть лишь благовидное прикрытие для агрессии. Большая часть всего этого совершенно безобидна по своим реальным последствиям и не заслуживает даже внимания, не то что опускания забрала. Достаточно пройти мимо, и тогда они сами растают за горизонтом.
Комментарии